Самоучки в IT-сфере

ИТ-персонал

С одной стороны мы имеем ИТ-компании, которые нуждаются в высококлассных специалистах. Они готовы платить зарплаты, приближающиеся к мировым, обеспечивать ну очень комфортные условия труда, давать социальные бонусы и еще кучу всего. Все они в один голос твердят, что специалистов катастрофически не хватает. Они готовы брать зеленых новичков и давать им работу, где те смогут дорасти до профессионалов мирового класса, если не будут лениться, конечно. Попадание в хорошую компанию, фактически гарантия будущего стремительного роста.

С другой стороны мы имеем десятки отечественных технических вузов, которые готовят специалистов. Сильная математическая школа (наследие советского образования) делает свое дело — умных студентов действительно много. В этих вузах также учат информационным технологиям: программированию, сетям, базам данных, многим другим полезным вещам.

Но вузы не смотрят в сторону рынка. Учат не тому что востребовано, а тому, что могут. Это как в анекдоте, когда мужик ищет бумажник не там, где потерял (и он может быть), а там, где светло. И это приводит к тому, что между максимальным уровнем выпускника вуза и минимальным уровнем, который нужен для устройства на работу (и решения всех финансовых проблем на многие годы) есть разрыв.
Разрыв не большой, но его достаточно, чтобы 90% студентов технических вузов не смогли найти работу в ИТ. Вдумайтесь! С одной стороны, есть компании, которые готовы предоставить шикарную во всех смыслах работу десяткам тысяч выпускников, с другой стороны есть сотни тысяч способных выпускников, которые не могут найти работу и применение своим талантам. Проигрывают и те и те.

В нашем ИТ рулят самоучки. Спросите любого IT-шника, и он скажет вам, что-нибудь из серии «90% всего, чем я пользуюсь на работе, не преподавали в вузе», «ничего из того, чему учили, не пригодилось», «в первый год работы я узнал больше чем за 5 лет в вузе» и т.д. Именно самоучки смогли методом проб и ошибок преодолеть этот разрыв в знаниях и навыках.
Самоучки — тоже не выход. Многие из них идут вперед методом проб и ошибок. Человеку, еще не работающему в отрасли сложно судить, что учить, а что нет. Советы же на форумах, что учить, часто заключаются в предложении прочитать 2-5 книг, настолько толстых, что каждая из них может убить вас, если вы просто уроните ее себе на лицо, лежа на диване.
Крупные компании пробуют учить людей сами, но тут тоже не все так идеально. Можно набрать группу из 20 человек и учить ее три месяца. Но на выходе половина отсеется просто из-за нежелания работать (разленили людей наши вузы). Вторая половина, почувствовав, что теперь востребована на рынке труда, начнет заламывать себе цену. Или попытается уйти в более выгодное место при первой же возможности. А ведь обучение вылилось компании в кругленькую сумму: надо и помещение предоставить и задачи подготовить, а еще и оторвать высококлассного специалиста от работы, чтобы учил.

Все началось более восьми лет назад, когда я начал переучивать на программистов своих друзей. Сначала я учил по одному, затем по два и наконец, сразу по три человека. Если у человека было техническое образование, я мог научить его. Если не было, все равно это удавалось. Люди шли на собеседования, устраивались на работу и отлично самостоятельно развивались дальше.

ИМХО, 5 лет протирания штанов на гуманитарном факультете не делают человека гуманитарием, так же как и 5 лет в техническом вузе еще не делают человека технарем. Тут, кстати, больше от способностей учителя зависит, чем от способностей ученика.

Со временем я увидел систему в том, что делал. Мне нравилось учить людей, нравилось, что они становились программистами, и это кардинально меняло всю их жизнь. Мне понравились результаты моей работы, и я захотел переучить больше людей. Гораздо больше.

Тогда я решил сделать один раз шикарный онлайн курс, чтобы им могли пользоваться тысячи людей. Потом его можно потихоньку улучшать. Но это все равно лучше, чем тратить силы сотен преподавателей снова и снова.

У любого очного курса есть преимущество перед онлайн курсом — это его преподаватель. Преподаватель может адаптировать курс под студентов, а также, может отвечать на их вопросы. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что так делают далеко не все преподаватели. Очень часто на обычных курсах все скатывается к «сам дурак».
Поэтому, чтобы онлайн курс был эффективнее очных, пришлось добавить ему немало преимуществ. И судя по отзывам — мне это удалось. Вот некоторые из них: упор на практику, мгновенная проверка задач, обучение в игровой форме, поддержка, видео уроки, помощь по задачам, мотивационные лекции, плагин для IDE, сообщество (info.javarush.ru), вопросы к собеседованию, уроки по IDEA, реальные проекты и многое другое.
И хотя целью курса было преодоление разрыва между знаниями выпускника вуза и потребностями отечественного рынка труда, курс ориентирован на людей со школьными знаниями (паскаль), которые фактически никогда не программировали. В идеале любой человек, даже школьник, может пройти курс и стать программистом.

В сети Интернет вы найдете много полезных и качественных сервисов, товаров и услуг:

Метки:

Ваш отзыв